Водный поход на реку Арму 2 к.с. Дневник похода. (автор: Елена Тигранян)
День первый 20 августа. Автомобильная часть. Погрузка вещей в автобус назначена на 6 утра. Старт от гаража. Погрузка проведена оперативно общими усилиями. По городу добираем еще участников похода. Ну и в 7 часов автобус выезжает с остановки транспорта Заря. Детско-взрослый поход начался.
План на сегодняшний день – ночевка на Духовских озерах. Традиционный маршрут, используемый многими отправляющимися в Тернейский район группами. На озера прибыли к 5 часам вечера и еще где-то час искали нормальный бесплатный съезд к морю. В августе это осложняется толпами отдыхающих не совсем или даже совсем не трезвого вида. Но выбора не было, поэтому съехали к морю в районе озера Круглое.
Бабкопоход )))
Ночевка на Духовских
Берег каменистый. Но въезд настолько загажен, что от автобуса вещи перетаскивали зажав носы.
Есть еще один спуск к морю. Но он настолько крут, что ни один из проезжающих автомобилистов не решился туда съехать. И поэтому берег моря был пустынен. Но, увы, недоступен для нас.
Кстати, о дороге. Асфальт заканчивается в Рудной Пристани и далее до Пластуна дорога настолько ужасна, что передвигаться возможно только со скоростью 40 км/ч. Иначе отваливается всё, что плохо приварено или прикручено от автомобиля, а у людей крошатся зубы. Рот приходится держать открытым, дабы не клацать ими во время движения. Дальше от Пластуна до Тернея проложен асфальт, который поддерживается автодорожной службой в приличном состоянии. За Тернеем асфальт конечно же заканчивается. Но об этом уже завтра.
Поужинали, переночевали, позавтракали и снова в путь.
День второй 21 августа. Продолжение автомобильной части.
Цель дня – к обеду добраться до места старта на р. Лагерная, собрать катамараны и начать сплав. Но увы, жизнь вносит коррективы. Благополучно преодолели дорогу Пластун-Терней. В Тернее заправили полный бак, потому что заправок дальше нет. Дороги оставалось 100 км. Перевалили хребет Сихоте-Алинь. Восхитились величественностью момента. (Правда, долго пришлось убеждать население автобуса, что момент ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ!!!)
Сихоте-Алинь
И начали спуск с хребта, ожидая окончания автобусной жизни. Но… внезапно были остановлены дорожными работами по прочистке труб через дорогу. Кстати, навстречу нам пронесся автобус фирмы «Автобус-ДВ», выгрузивший, как потом выяснилось, две команды рафтеров-рыбаков. Но он успел проскочить до начала дорожных работ. А мы вот нет.
Экскаваторщик сообщил, что ждать нам часа три. Но унывать клуб Вершина не привык. И было принято решение собирать катамараны. А что? Дорога широкая, машин нет. Энергия кипит у засидевшихся в автобусе ребят в том месте, которое засиделось. Так что, к моменту закапывания трубы, катамараны практически были собраны и погружены на крышу автобуса.
Поехали. Но через километр опять остановка из-за застрявшего в мягком грунте большегруза. Пришлось ждать еще, пока экскаватор не вытащил его и не утрамбовал грунт на дороге.
Спасение большегруза
Ну вот. Финиш близок (а он же и старт)). Ищем место в районе села Таежное, откуда будем стартовать. Река Лагерная слева от дороги. Проверили один съезд к реке до перевала, но решили спуститься в долину, чтобы не попасть на реке в завалы. Хотя, сама поляна для старта комфортна. Подъем на перевал с крутыми обрывами. Река внизу. Спуск. И в том месте, где дорога круто уходит направо, влево к реке есть съезд. Там и решили стать лагерем.
План дня не выполнен, но это не критично. Дособирали катамараны. Установили палатки. Натянули тенты от начинающегося дождя. Приготовление ужина дежурными - и спать. Поход детский всё-таки!
День третий 22 августа. Начало маршрута – сплав.
Трек пос. Таежное. Река Лагерная.
Цель дня – добраться до стоянки р.Обильная в 3 км перед порогом/водопадом. Утро: завтрак, сбор лагеря, укладывание вещей в рюкзаки и гермы с сортировкой трусиков и маечек по дням недели, прощание с автобусом, подкачка катамаранов, увязывание вещей на грузовые палубы, навязывание самих палуб до этого – всё конечно занимает время в начале похода. Но это только в первый день. В дальнейшем всё шло, как по маслу. Иногда, правда, с небольшим проскальзыванием и пробуксовкой. Но не суть…
Итак, старт на реке Лагерная. В «9 часов», как и было запланировано. (Киньте в повествователя сушкой, если это не так. ;)
Вода паводковая, несет хорошо. Скорость течения 6-7 км/час. Прошли под одним целым мостом через Лагерную. Мост низкий. Монументальный. Каждый в экипаже конечно же попытался прикоснуться к железным балкам моста.
Через полчаса дошли до стрелки Лагерная – Обильная, сделали фото.
Стрелка Лагерная-Обильная
На Обильной лесовозная дорога подходит близко к реке и часто идет параллельно с ней. Миновали застрявшие в кустах останки разрушенного моста.
Пришло время перекуса. Остановились на косе (которые, надо сказать, практически все затоплены и попадаются нечасто). И пока часть народа перекусывала, заждавшиеся кос рыбаки решили испробовать хм…. своё средство ловли. И – всё напрасно. По причине слишком большой и быстрой воды вся рыба, видимо, пряталась в тишках (новое слово в лексиконе) и уловах. А на перекатах и косах её не было. Но зато эта снасть послужила причиной взбудоражившего весь коллектив на весь период похода и на долгое время по окончании его не дающее успокоиться в обсуждении события.
Забегая немного вперёд, но дело было так (прошу поправить, если совру): на третий день похода, на стрелке Обильная – Арму, решили с нами познакомиться рафтеры, проплывающие мимо косы, где мы перекусывали. Из тех, которые рыбку ловят, целуют, делают с ней селфи и отпускают. Не будем спорить, насколько это гуманно по отношению к рыбе, вытащить её из привычной среды обитания, порвав ей при этом губу или жабры, и потом отпустить. Кажется, рыбе после этого может сильно понадобиться рыбий психолог, если не сказать даже, что психиатр. Люди, например, которым на эшафоте читали прощение, часто сходили с ума. Гыыы….. Страшный сон рыбака-спортсмена: на него нападает сумасшедшая рыба ;))) Ну, вкратце, очень обидели мы данный рыболовный клуб и их капитана своими неспортивными методами ловли. Подошел он к нам познакомиться, порасспросить о пути следования. Увидел нашу (пустую кстати) снасть, лежащую на берегу. И начал стыдить. Мы по инструкции, данной руководителем нашего похода (в тот момент удалившегося по важным походным делам), тупо смотрели на него отсутствующим взглядом и молчали. «В несознанку ушли». Капитан рыболовов смотрел на нас, смотрел. Понял, что от этих суровых людей ничего не добиться и потребовал встречи с руководителем. На что наш шеф немедленно вылез из кустов с вопросом «Чего надо?». Тут у капитана конкурирующей фирмы сдали нервы, он молча развернулся и пошел прочь, оставив нас в немом недоумении. Напарник его сообщил, что мы очень обидели их капитана. На том и расстались…. Рафты уплыли вниз по течению. Мы продолжили есть охотничьи колбаски с крекерами и запивать компотом.
Перекусив, продолжили сплав, и к трем часам пополудни первый катамаран показал поднятым вверх веслом «Внимание» - в итоге: чалка на косе и препятствие – разрушенный мост и непроходной завал под ним. С левой стороны под мостом еще осталось немного свободного пространства, куда устремляется поток воды, но торчащие из воды отдельные бревна и сучки не дают места для прохода катамарана.
Разрушенный мост
Перечаливаемся с косы на левый берег, увидели примятую полянку травы у торчащего с берега бревна – места чалки и обноса предыдущих групп.
На чалке может разместиться единовременно только один катамаран, так что пока остальные ждут своей очереди на косе, перечалившийся экипаж разгружает и выносит далее по тропе свой кат.
Завал, судя по зелени ветвей создавших его деревьев, довольно свежий, этого года (группы прошлого года давали информацию об отсутствии обносов), а вот мост, как мы позже узнали на кордоне нац. парка, уже давно «не работает».
Мост через Обильную, отмечен на викимапии как действующий, но приказал долго жить
С воды не видно, есть ли проход под мостом, до последнего кажется, что завал не сплошной, перед мостом река делится на две протоки, разделённые галечной косой, правая более полноводная и быстрая. Но выбрали левую и не прогадали, перечаливаться для обноса было проще, с правой мы, возможно, просто влетели бы в него, не справившись со скоростью течения. Для обноса натоптана тропа, после моста удобный сход на воду, там подходит к кромке воды дорога.
Сход на воду за мостом
Отвязывание вещей, обнос препятствия заняли слишком много времени, кроме того, поздний выход съел свой большой кусок. Да и не было уверенности, что сохранилась стоянка за 3 км до порога на левом берегу из отчёта Лурье 2006 года. Было принято решение ночевать перед развалившимся мостом. Стоянка там довольно импровизированная, да ещё и на дороге, но как то видно, что лесовозы туда более не ездят. Да и если нужно ночевать, то выбирать не приходится.
Ночёвка у разрушенного моста
Итого за день прошли 20 км. Опять не выполнение графика маршрута. Назавтра предстоит длинный ходовой день. Но зато, благодаря этой заминке, на впадающем в реку недалеко от стоянки ручейке обнаружили красивенький водопадик.
День четвёртый 23 августа. Второй день сплава.
Как всегда, стартовали вовремя в «9 утра». Как всегда предварительно вкусненько позавтракав кукурузной молочной кашкой. Кукурузка только была не молочной спелости. Но видимо, из таких же соображений в армии кормят такой же трудноразвариваемой перловкой, чтобы долго в желудке оставалось чувство сытости. День то предстоит тяжелый, продолжительный и энергозатратный.
Итак, стартовали. И тут же препятствие. Необходимо было сразу же делать траверс реки, чтобы уйти от поваленной лиственницы с торчащими сучьями. Все благополучно справились. Кашка помогла.
Через час от места (то есть через 6 км) старта по левому берегу увидели вчерашнее место предполагаемой стоянки/ночевки. Широкая полянка с установленным столом и напиленными чурками. Дальше наблюдали останки разрушенного моста. Причем такого же монументального, сделанного из стальных опор и перекрытий и толстенных бревен. Но центральная часть моста обнаружилась на несколько сот метров ниже. Видимо, была снесена ледоходом.
Ещё через три км в русле реки начинают появляться камни (глыбы) красноватого оттенка. Это предвестники порога на Обильной. Река расширяется и по курсу видны слева и справа по берегу глыбы камней серо-голубого оттенка. И за камнями видно, как русло разветвляется и на две протоки и на косе перед протоками огромный завал из бревен. Причем сам порог вообще не виден с реки и не слышен. Поверхность воды гладкая (даже в этот раз не наблюдалось тумана над порогом или водяной пыли). Ориентиров для захода по основному сливу нет, так что не лишним было выставление сигнальщика (один из страхующих выброской махал ручкой правее или левее заходить).
Примерно через 300 м после впадения левого притока, по правому берегу зачаливаемся в улове для просмотра порога. Сам порог через 200 м. Привязываем катамараны и идем смотреть и выставлять страховку и фотографов. Воды достаточно, все камни скрыты водой.
Ориентиры перед порогом: приток справа, далее по левому берегу к реке подходит дорога и поляна со столом, который виден с воды, где-то через 200 м приток слева – почти сразу после него чалка на правый берег в улово (место не приметное, нет косы, просто кусты, нужно выбрать удобное).
Описание: порог вполне проходимый, представляет собой косой пологий слив через всё русло с перепадом не более 1,5 метров. Проход по правой части слива, там же справа удобный выход скалы вровень с порогом для фото и страховки. После порога справа огромное улово, за ним сразу галечная полоска берега. Очень удобно организовывать фото, страховку и зачаливание для смены страхующих и фотографов.
Первым идет экипаж руководителя Елены А. и Дарьи (страховка экипажа двумя выбросками с берега). Невероятными усилиями девушки вырываются из бочки за сливом и причаливают к финишу (бочка между прочим совершенно проносная ;)). Молодцы!!!
Дальше идет экипаж четверки. Руководитель – Олег (корма справа). Экипаж Полина (нос справа), Евгений (нос слева), Сергей (корма слева). – страховка экипажа с воды катамараном с выброской и выброской с берега.
И этот экипаж успешно справляется с препятствием! Вот что значит слаженная команда и сильный капитан!
Третьим экипажем Павла Д. (капитан) и Елены Т., как впрочем и остальными экипажами, наблюдателю пришлось порулить на входе в порог. Правее-левее-еще левее. Хорошо, когда сидящие на берегу видят, как криво идет катамаран и могут направить его путь. Но и этот экипаж смог справиться с бушующей рекой и гордо подрулил к берегу.
Ура!!! Ответственный этап дня уже за плечами. Для команд, которых не интересует фото и знающих геометрию слива, возможно прохождение порога без просмотра, тандемами. Мы же в учебно-тренировочном режиме отработали схему просмотр-страховка-прохождение, и пофотали ребят, ведь препятствий то на реке мало, хоть какая-то память и развлечение ))).
Перекусили печеньками, сервелатом и горячим чаем и в путь. Нас ждет ещё порог.
Второй порог через пять км после первого и с воды хорошо виден и слышен. Пройти можно с правого берега между двух каменных глыб, а высадиться для созерцания окрестностей в улове за порогом. А можно, если нет желания экстрима, ближе к левому берегу поплюхаться на шивере. Но тогда для зачаливания после необходимо будет потрудиться, делая траверс реки. Скальный выход на правом берегу реки сразу за порогом стоит того, чтобы высадиться для фото.
Зачалились на правом берегу в ста метрах выше по течению от препятствия и пошли на просмотр. Тропинки по берегу практически нет, так как мало кто из сплавщиков его просматривает, все идут слева и не заморачиваются. Налазились по завалам и зелёнке берега, тропа то была, но заросла сильно. Так как порог виден с воды и для захода служит ориентиром торчащий камень, то можно опытными экипажами обойтись и без просмотра даже для прохода справа в слив. Однако опыт прошлых групп говорит о том, что в сливе очень любят периодически застревать и лежать сучкастые деревья, так что просмотр всё же не лишён смысла.
Решили идти тандемами, первым идет экипаж руководителя, как более опытный. И после прохождения будет осуществлять страховку и фото остальных. Что и сделали. Это ускорило время, затраченное на проход всех катамаранов. Порог похож на такой же на р. Тигровая. Техника прохождения уже отработана предыдущими тренировками на вышеназванной реке. Так что затруднений с прохождением ни у одного из экипажей не возникло. Время нахождения на пороге с 14 до15 часов.
Порогов и водных препятствий на данном маршруте изрядный дефицит, потому мы не пренебрегали ни одним сливом или бочечкой )))
Не хочется, но придется влить ложку дегтя в эту бочку наидушистейшего мёда. При подходе на просмотр порога к красивейшим скалам, на которых хотелось посидеть в медитативном состоянии и посозерцать красоту Приморской тайги, все были неприятно ошарашены свежим «наидушистейшим» запахом, доносящимся с камней. Видимо те, кто в медитации очищал свои высшие духовные чакры, заодно решили всей группой очистить и низшие. То есть освободить свои бренные тела от излишков скопившегося в них …!!! Будем надеяться, что паводок смоет следы их деятельности и красоту Приморской тайги не будет омрачать запах человека.
Итак, на вопрос руководителя: «может пообедаем здесь?» – группа, сморщив носы, решительно сказала: «НЕТ!» И стартовали дальше в поисках места для ночевки. После порога течение уже стало потише и пришлось поработать на вёслах. Дошли до стрелки Обильная – Арму, решили вместо готовки делать перекус, чтобы не терять времени и нагнать профуканные вчера часы.
Арму впадала в Обильную… да-да, а не наоборот! Уж очень Арму казалось маловодной и скромной в сравнении с Обильной. Покушав и пообщавшись с рыбаками-рафтерами, мы продолжили путь, грести предстояло до стоянки у зимовья Мирный, а это ещё пара часов. Обогнали без труда рафтеров, и стали искать левые притоки на большой петле на карте, там по описанию и была стоянка. Но, каково же было наше расстройство, когда оказалось, что и стоянка у притока Мирный и поляна у притока Фестивальный уже были заняты рыбаками. Далее лоция на следующую стоянку была непонятной, а рыбак, поздоровавшийся с нами у притока, сказал, что до следующей стоянки ещё несколько часов… а уже совсем вечереет! Расстроенные, напряжённые (не хотелось ночевать на воде или у крутого берега…), мы впивались взглядами в берега и искали мало-мальски пригодный берег для житья. Но как назло, скалы подступили к реке, подходящих мест не было. Но тут спасла лоция москвичей, по ней указана была после Мирного стоянка по правому берегу, но не описаны ориентиры. Они её мимо прошли, просто отметив наличие в словесной лоции. Счастью не было предела, когда мы «нащупали» эту стоянку, проходя прижим и интуитивно, на всякий случай, прошли до него резко на правый берег, посмотреть. Стоянка оказалась замечательная, в хвойнике и с нормальным сходом к воде. Команда при словах «ночуем здесь» зашлась в восторге, очень уж все устали.
Ориентиры стоянки: по правому берегу на скалах начинаются обширные осыпи. Стоянка сразу за поворотом реки вправо напротив красивого скального прижима. Прижим по левому берегу, стоянка в кедраче по правому берегу. Место отличается уютностью и красотой окружающего её пейзажа. Но, как всегда на таких обжитых местах, множество прикормленных мышек и прочих зверушек. Так что даже привязывание продуктов на веревки между деревьями не спасло некоторые мешки от прогрызания. Но чуть-чуть. Сливки Фрима были понадкусаны, но видимо не впечатлили. Ореховые смеси пришлись более по душе местным грызунам, но кто-то их вовремя спугнул.
Итог дня: Время финиша – 6 вечера. Общее время 9 часов (с учетом остановок и просмотров). За день пройдено 50 км.
День пятый 24 августа. Третий водный день.
Цель дня: просто найти хорошее место для следующей днёёёвочки. Потому что завтра дождь и хотелось бы этот день провести покомфортнее.
День отличился следующими событиями: старт ну конечно же в «9 часов»...
Утро занялось солнечным. Но через несколько минут, как отошли от берега, по реке пополз такой густой туман, что теряли друг друга из виду. Довольно опасная ситуация, когда не видишь препятствия, которые могут возникнуть внезапно. Будь то камень или торчащая из воды коряга или завал.
Шли с небольшими интервалами в зоне видимости, координируясь рациями между первым и вторым экипажем. Порядок экипажей на протяжении всего сплава не менялся, хотя иногда в последующие дни менялись гребцами: первыми шёл Синий Белрафт 2-ка, вторым – четвёрка, третьим – Тритон.
В этот день были встречены: дорожный знак на дереве по левому берегу – синий такой с двоящимися стрелками;
Красивые скалы справа, как лица с глубокими глазницами:
После них на левом берегу большая база со спутниковыми антеннами и домами, сразу за скалами на правом берегу дорога, машина внедорожник (видимо припиской к этой базе) и контейнеры. Мы уже искали место под днёвку (выше все полянами заняты зимухами, но они чьи-то, это уже не как раньше становить возле любой, на этом участке только через 20 минут после ночёвки была небольшая стоянка слева), прошли участок этого дня быстро, ещё до обеда, благодаря большой воде, а вот прогноз на завтра в виде ливня не радовал, да и по описаниям после правого притока Алмазинки стоянок особо нет. Стоянки на косах в виду надвигающегося дождя нам не годились, да и косы все уже были подтоплены.
После базы ищем место, чтобы зачалиться на санитарную остановку, слева остров, коса и приток, но там дела не сделаешь, коса одинокая, залитая водой. Резко уходим право на небольшую полоску гальки у высокого берега. Уже видно устье Алмазинку и до него чалок больше нет…
Место чалки у стоянки в лесу.
Решаем обедать здесь и обследовать местность. Поднявшись по еле заметной тропинке на высокий берег, обнаруживаем заросшую поляну стоянки. Так себе… полоть тут надо, чтобы встать… но место ровное, было кострище, мусор некоторый конечно же тоже присутствует. Олег и Лена идут по тропе от стоянки в сторону Алмазинки в надежде отыскать отмеченную по лоции стоянку, но тщетно. В итоге решаем, что будем полоть и, пообедав, буквально за полчаса превращаем ничто в нечто, уютно, дров много, большие деревья дают тень и опору тентам, берег высокий, значит не смоет паводком… Решаем, что будем здесь дневать.
до
после
Пока обед, разведка, прополка и подготовка, просушивая вещи на берегу, мы были посещены двумя дядьками с вышестоящей базы, они удили всё это время в уловах левого берега, поглядывая на нас. Поговорили, познакомились, один впечатлил наших девчат футболкой с надписью «рыбоохрана», они оказались из охотхозяйства, которое недавно арендовало угодья и промышляют в этом районе. Не увидев в нас никакой опасности, мужики радостно пригласил нас в гости на телевизор. Ну, а так как мы вежливо отказались, сославшись на желание оторваться от цивилизации, любезно предложили угоститься свежепойманной ими же рыбкой. Итого досталось нам 7 хариусов и 1 большой ленок. От такого угощения отказываться мы, конечно же, не стали. И вечерочком рыбка была чудесным образом запечена в фольге на углях.
Стоянку выкосили силами ударного отряда и она оказалась вполне пригодна для последующей дневки. А главное, без прикормленных мышей. Итак, высушили на берегу вещи, перетащили вверх на пригорок на стоянку так, что с воды ничего не было видно. Так как место защищено кустами и зарослями лимонника. Установили палатки, натянули тент и вот и день к концу подошел. Традиционный вечерний огонек с разбором дня – и спать.
Ну и общее впечатление от участка до впадения р. Алмазинка: хорошо сплавляться здесь в большую воду. Течение 8 км/час. Все камни покрыты водой. Лавировать между ними почти не приходится, чего нельзя ждать в малую воду, когда этот участок превращается в сплошной слалом с ежеминутной опасностью сесть на камни или мель. Хотя для спортивных экипажей камни это наоборот возможность потренироваться и отработать навыки лавирования между камней. Но минус в большую воду – практически нет мест для технических остановок и перекуса. Места становятся более обитаемыми. Уже появляются базы по берегам и зимовья. Через час от старта – по правому берегу, часа через два – по левому берегу зимовье с сидящей на берегу кошечкой.
День шестой 25 августа. Днёвочка.
Утро добрым не бывает. Кроме того, что всю ночь лил дождь и не все палатки достойно выдержали испытание, днёвочка началась с приключения. Кое-кто из вчерашних дежурных (не будем в них тыкать пальцами и острыми предметами) оставил накрученной на газовом баллоне насадку. Рычажок повернулся, газ стал вытекать на землю и добрался до горящего уже костра. Те, кто был свидетелем происшедшего, говорят: «Такого мы еще не видели! Горела сырая земля, пламя было на лужах, охватило сумку с продуктами». И только ценой героических усилий дежурных пожар удалось погасить. Страшно подумать, к чему могла привести такая преступная халатность в тайге. Сгоревшие палатки, взорвавшиеся гондолы катамаранов, полыхающая сухая тайга, гибнущие животные!!!
Слава Богу и героизму дежурных, отделались только прогоревшей сумкой-хозяйкой, в которой лежал злополучный баллон и расплавившимися фасовочными пакетиками. Сумку починил реммастер Евгений. Но вот пакеты восстановить не удалось, что в дальнейшем причиняло некоторые неудобства. Итак, виновные сделали выводы и поклялись запомнить этот урок на всю жизнь.
Но дальше вроде стало налаживаться. Дежурные приготовили завтрак. И не просто завтрак, а с бонусом. Проснулась Полиночка и начала жарить оладушки. Это именно то, чего не хватало столько дней.
Ну а дальше день тянулся однообразно. Кушать-спать-кушать-спать-тупить-сидеть возле костра, сушить мокрые вещи и опять спать. Организмы в общем восстанавливались после активных дней на маршруте. Ах, ну да, и кушать вкуснейший борщик! А борщик, скажем без ложной скромности, удался.
К вечеру дождь закончился и подымающиеся по склонам сопок клочки тумана говорили о том, что погода улучшится. Ярким впечатлением на этой стоянке запомнилась встреча в лесу с волшебным древним деревом. Старым-старым, покрытым мхом. С наростами на коре, похожими на смотрящие лица. Дерево – страж леса. И вот мистика: фотоаппарат сделал пару снимков возле него и перестал работать. А на следующий день, когда ушли с поляны, включился опять.
День седьмой 26 августа.Четвертый день на воде.
Старт конечно же ровно в «9 часов» ;))). Вечером засекали уровень воды на берегу. К утру после прошедшего ливня вода поднялась на 20 см.
Цель дня – дойти до Орочонского Бога. Это уже территория Национального парка Удегейская легенда. После дождя существенно похолодало. Над р. Алмазинка от перепада температур густые клочья тумана. Течение ускорилось - 10 км/ч. Три птицы типа орланов кружатся в небе и кричат. Но высоком кедре, на самой верхушке, видно их гнездо.
На этом участке реки попали в шиверу с огромными (в такую большую воду) валами и уловом с сильным обратным течением под берегом. Пришлось погрести, чтобы выйти из улова на основную струю. И в этом месте кто-то из местных рыбаков пошутковал. Повесил на дерево городской телефон с надписью «Межгород»
Наконец-то в 6-й день похода решили сделать горячий обед по ходу сплава (а то либо перекус, либо уже на месте ночёвки). Остановились на галечной косе с кучами дров-плавника. Обед в холодный день очень пришелся кстати.
В четвертый раз попытались поймать рыбы. Но всё пусто. Слишком большое течение. Решили закончить это бестолковое дело, свернули снасть и спрятали подальше. Тем более что скоро граница национального парка. К скале Орочонский Бог пришли к 6 часам вечера. Скала хорошо видна по правому берегу реки. За километр до неё на сопках по правому берегу видна большая осыпь. Можно считать ориентиром.
Место для стоянки урочище Орочонский бог оборудовано столом, лавками, кострищем, туалетом и мусорным контейнером. Находится на возвышении. Место для зачаливания катамаранов удобное.
На случай подтопления перенесли катамараны по дороге в лагерь. И пока еще не стемнело, прогулялись до скалы.
Почему-то народ к Орочонскому Богу отнесся без должного внимания и почтения. Может быть потому, что святыня не наша. А может по причине того, что взрывные работы по прокладыванию дороги прямо через Бога, разрушили его энергетику. И теперь это вовсе не Бог, а просто скала. Так что просто сфотографировались на скале в лучах заходящего солнца и побежали устанавливать лагерь.
Небольшое замечание по обустройству быта в походе: как туристу стол не делай, а миску для еды он всё равно будет ставить на землю!
Пейзаж со скалы на реку
На скале Орочонский бог
Божественный рис
Продолжение.... в нижерасположенной публикации... ЗДЕСЬ!!! |