Вторник, 2018-11-13, 9:19 AMГлавная | Регистрация | Вход

Поиск

Статистика

Кто сейчас на сайт

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Publisher
Главная » Статьи » My articles

Водный туризм для чайников

Водный туризм для чайников

Пособие по выживанию для начинающих романтиков холодной и мокрой воды
(художественное оформление Анны Михайловой)

Автор
- Максим Сысоев (Санкт-Петербург), руководитель Школы водного туризма Санкт-Петербурга

От автора

В каждом графомане, а более всего в графомане с некоторым опытом письменного изложения собственных мыслей, каковым является ваш покорный слуга, сидит неистребимое желание создать что-нибудь этакое, глобальное. С другой стороны, каждый опытный (или считающий себя оным) в своем кусочке деятельности индивидуум заболевает столь же неистребимым, свербящим и зудящим желанием передавать свой опыт будущим поколениям. В глубине души каждый водник считает свой опыт уникальным, достойным внимания не только собственных друзей и родственников, но и гораздо более широкой аудитории. Некоторые даже разражаются писаниями, претендующими на роль заповедей, как, например, широко известный в узких кругах батюшка Валентин (в миру - Юрин). Другие же, не столь амбициозные и обладающие некоторой врожденной легкостью слога, создают "багатели", шутливые пустячки, подобные известной старшему поколению водных туристов книжке Феликса Квадригина "На байдарке".
Написание вещей несерьезных всегда давалось мне легче. Менторский зуд, в свою очередь, требует удовлетворения. Посмотрим, что получится…

Автор выражает благодарность Анне Михайловой за графическое оформление данного опуса, Ирине Терешкиной (veslo.ru) - за профессиональную редактуру и добрые советы. Отдельное спасибо Олегу Сизону - за непредвзятую рецензию.

1. Первопричины, или
"Как докатиться до мокрой воды?"

К странному способу отдыхать, рискуя собственным здоровьем, а в особо тяжелых случаях и жизнью, именуемому самодеятельным водным туризмом, каждый приходит по-своему. В некоторых случаях во всем виноват избыток романтики, ностальгические, а следовательно, приукрашенные воспоминания родителей или знакомых. В других случаях причиной становится недостаток адреналина в сочетании с ленью. Но, как большинство серьезных увлечений, водный туризм - это трудноизлечимая болезнь. Этакая "костлявая рука остеохондроза", как было написано в одной из бестолковых статей на ставшую модной тему путешествий. (Один начинающий журналист долго не мог понять, почему для статьи о рюкзаках не подходит такой яркий образ - "И костлявая рука осеохондроза СКАЖЕТ: "А помнишь, амиго?!")
Итак, примем за факт, что это случилось. Вы заболели водным туризмом. Возможно, это произошло сразу, как только вы согласились на предложение ваших друзей принять участие в водном походе. Возможно, после мучительных раздумий на вечную тему: "Что делать?", другой животрепещущий вопрос - "Кто виноват?" вы зададите себе позже.
Бывают, правда, еще серьезные молодые люди, которые сознательно занимаются водным туризмом. Иногда я им завидую. Уже в самом начале своей "водяной" биографии они вполне отчетливо представляют себе, что такое "подтяг", "дуговой гребок", как и куда нужно "сбросить" корму. Это теперь я свободно общаюсь в среде бывалых водников, а в начале… Впрочем, речь не обо мне.

2. "В начале было"…
Ну, скажем, плавсредство

Плавсредство, или, не побоюсь этого слова, судно - такая штука, без которой водный поход не состоится. То есть, это будет не водный поход. Если вы один (одна), вам проще. Вы можете, при некоторой настойчивости, попасть в экипаж и какое-то время не ломать себе голову над проблемой приобретения вышеупомянутого средства сплава. Ежели вас двое или больше - пора приобретать собственное судно.
Что именно приобретать - зависит от вашего опыта, амбиций и состояния кошелька. А может быть, и правильного местоположения рук относительно прочего тела. Ведь ничто не мешает прикупить набор "сделай сам" и, всесторонне изучив вопрос, попытаться создать собственную конструкцию.
Чтобы не углубляться в теорию и практику малого судостроения, примем за факт, что пресловутое плавсредство приобретается. За простые российские или зеленые американские рубли. Итак, что же это может быть?
В настоящий момент купить можно все, было бы желание. Безусловно, в целом по стране самым популярным средством сплава является байдарка. Во всем многообразии конструкций и видов. Собственно, в этом нет ничего удивительного. Двух- (а иногда и трех-) местная байдарка - достаточно универсальное судно, позволяющее ходить как по ровной воде, так и по достаточно сложным порожистым рекам. На воде можно встретить и "дедушек" малого судостроения, таких, как "Салют", "Луч" или "Нептун", и привычных глазу "Тайменей", и не очень удачного "Катрана", и свеженьких "Свирей", "Вьюнов" и "Маринок". Гордо рассекают воды озер старенькие аристократы "RZ", лихо лавируют между камнями "жуковки" и "семеновки". Извиваясь на валах, штурмуют пороги надувные "Щуки" и "Ласточки". Да всего не перечесть! Байдарка - "достаточное" судно. Можно отдыхать семьей, можно собираться в большие компании, можно присоединиться к другим плавсредствам, оставаясь вполне самостоятельной плавающей единицей.

3. Краткая история катамаразма
Следующим по популярности судном в среде водников пока еще является катамаран. При всем разнообразии конструкций, катамаран отличает наличие двух баллонов и рамы, их соединяющей. Простейший катамаран - две заглушенные надувные трубы и мягкие крепления под раму из жердей - был доступен в изготовлении практически каждому, поэтому данная конструкция в различных модификациях была весьма распространена у начинающих водников. До сих пор встречаются "одноразовые" катамараны из полиэтиленового рукава в оболочке из тонкого капрона. В принципе, для простых речек с длительной пешей заброской - вполне логичный вариант. Да и обратно тащить не надо…
Естественно, для походов более сложных разрабатывались более "продвинутые" модели катамаранов, требовавшие доступа к определенной производственной базе. В настоящее время в ходу две базовые конструкции баллонов - "сигара" и "верблюд". Последний отличается носовым и кормовым наплывами, "горбами".
Ранние конструкции катамаранов были рассчитаны на деревянную раму из жердей, вырубаемых на месте сборки судов и выбрасываемых по окончании маршрута. Жерди пришнуровывались к баллонам, по две на каждый баллон, и соединялись поперечинами и укосинами. Связующими звеньями этой конструкции были резиновые или веревочные скрутки.
С появлением промышленного производства сплавных судов жерди заменили на дюралевые трубы, а узлы крепления каждый производитель изобретал свои - сквозные шпильки с барашком, "стремена", и наконец - пластиковые кницы, представляющие собой две перпендикулярные дырки, залитые специальным пластиком. Некоторые, например известный производитель "К", не смогли вовремя остановить полет конструкторской мысли и изобрели надувные поперечины… Но не будем о грустном.
Изменялся не только внешний вид катамарана, но и способы гребли. Канула в лету (почти) "верховая" посадка на баллоне. При таком способе размещения гребцы сидели на баллонах верхом. Попробуйте грести, сидя верхом на лошади :-). Впрочем, сидя на огромных баллонах трехтонного катамарана и держа в руках весло (именно тогда появилось слэнговое словечко "лопата"), сделанное на родном заводе, с любовью, из стальной трубы, с полуторамиллиметровой толщины лопастью формата А2, грести было, в принципе, невозможно. Но пытались, вываливаясь за… хотел сказать "за борт", но, скорее, за баллон, и оставаясь висеть на несгибаемом весле посреди потока. На более спокойных реках можно было встретить монументальное плавсредство с жесткой палубой, к которой был намертво привинчен столик и 4 удобных кресла.
Но, как ни крути, наиболее результативной как при прямой гребле, так и при маневре является коленная посадка. При такой посадке гребец сидит на коленях, зафиксировав бедра в ременных упорах, а "пятую точку" примостив на табуретку, надувной "наплыв" или, на худой конец (прошу понять меня правильно!), на упаковку с вещами. Бедренные ремни помогают гребцу не нырнуть в воду, а с другой стороны, при желании из них можно бодро выпрыгнуть. Особенно, если вы неожиданно оказались кверху ногами, причем под водой.
Что еще можно сказать о катамаранах? Бывают они 2-х, 4-х, а некоторые, страшно сказать, и 6-и местными. Такое, довольно большое, судно для небольшой группы соумышленников и согондольников. Ежели вас действительно так много - сие плавсредство надо брать! Да и шмоток на кат (сокращение, принятое у водников) влезает много. А уж конструкцию выбирайте по своему усмотрению. Но лучше - не слишком убогую!

4. "А каяк лучше, чем катамаран! Чем лучше? Чем катамаран…"
(Сольфеджио от Валентина)

Наиболее агрессивно развивающимся видом туристских судов стал каяк. Исток его популярности кроется не столько в удачной конструкции этой сравнительно небольшой лодки, сколько в головах отдельных представителей водного племени. Так что же, каяк - это бяка? Отнюдь. Просто у некоторых он является катализатором врожденного индивидуализма и нежелания нести ответственность ни за кого, кроме себя, любимого. А так - великолепное судно для тренировок, отработки техники гребли, соревнований, походов любой категории сложности, игры в канополо, "Русского экстрима", колбасинга в "бочках" и проч. Хорошо иметь каяк для себя и какую-нибудь другую посудину для компании.
Что же выбрать? Каяки бывают каркасными (каркасно-надувными), пластиковыми, пластиковыми разборными и полиэтиленовыми. Если вы не ленивы и предпочитаете не щекотать себе нервы дискуссиями с представителями транспортных услуг, - не думайте, берите "каркасник" (КНК). Компактно уложенный в упаковку, он вряд ли вызовет недовольство со стороны вредного проводника.
Напротив, если вы ленивы, не желаете обременять себя частым ремонтом, у вас есть группа товарищей на катамаране, согласная вас сопровождать, а ваш бюджет позволяет потратить полтыщи (и более) зеленых на не очень новый, но продвинутый полиэтиленовый каяк, - приобретайте. Если у вас есть небольшой сарайчик на берегу бурной речки, и в ваших планах первым пунктом стоит: "Стать чемпионом по гребному слалому!", то лучше быстрого пластика (или кевлара) лодки не придумать.
Каркасник состоит из дюралевого набора ("костей"), обтянутого оболочкой ("шкурой). Как правило - из ткани на основе ПВХ. Лучше, когда имеются бортовые поддувы. Первая сборка может занять у вас от 4 до 6 часов чистого времени даже при наличии инструкции. Заранее готовьте ремнабор, ибо "шкура" имеет обыкновение покрываться сквозными отверстиями разной конфигурации, кницы - беспардонно ломаться, впрочем, как и другие детали из дюраля ДТ16. Зато его не проблема сложить вчетверо и куда-нибудь засунуть (данную фразу следует понимать дословно и не искать в ёй некий фривольный смысл).
Полиэтиленовый каяк, будь это экспедиционник или игровой "тазик", сложить очень проблематично. Та же проблема и у пластиковых каяков. И если "тазик" при должной сноровке можно протащить под мышкой мимо злого стюарда, то с более длинномерными конструкциями возникают проблемы. Как физического, так и финансового характера. Конечно, у пластика можно оперативно отпилить нос и корму, а на месте сборки все это склеить посредством эпоксидки, но у ж больно радикальный это метод.
Для пластиковых каяков компромисс был найден. Их пилят на три (или более) части прямо на производстве, а на период сплава стыкуют получившиеся детали с помощью винтиков, уплотняют швы - и вперед! Внешне такое судно в "разборе" напоминает туес для грибов. Но для не слишком сложных речек вполне сойдет… Не премину упомянуть здесь и надувные каяки. Очень полезная и удобная штучка при коротких, но многочисленных "пешках" от одной не слишком сложной речки до другой. К тому же, каменистость русла не отражается фатальным образом на такой посудине. То есть выбор огромен, я остановился только на типах каяков, используемых водным людом в походах. А есть еще канополо, родео-бурноводинг, катание на волнах прибоя и пр.

5. Немного о монстрах
Пожалуй, я воздержусь от экскурса в историю плотостроения, ибо на деревянных плотах сейчас ходят только фанатичные любители ретро. Плоты с надувными конструкциями с нелегкой руки производителя "К" заменены странными "баранками", выдаваемыми за средства сплава. Именуются сии конструкции карабуберами, в просторечьи - "бублями". Зато, с подачи буржуёв, модными становятся рафты. Эти большие надувные лодки с продырявленным, в целях самопроизвольного слива воды, днищем настолько завладели умами водников, что российские рафтеры, лет 5 назад, не долго думая, стали чемпионами мира. Рафт - штука солидная, хотя бывают и небольшие, спортивные, модели.
Разрабатывались рафты для спортивного и коммерческого сплава, хотя, на мой взгляд, это идеальное экспедиционное судно. К его недостаткам можно отнести сравнительно большой вес и парусность, к достоинствам - комфорт, грузоподъемность, безопасность. Стоит, правда, он немало, к тому же для регулярного использования требует команды. В общем, я знаю некоторых каякеров, "заболевших" рафтингом.
Могу еще порекомендовать не приобретать рафты с отечественными клапанами, поскольку жесткость этим надувным монстрам придает избыточное давление в баллонах, а достичь оного при "травящем" клапане никак не удается.

6. О других полезных предметах,
или "Зачем нужен спасжилет?"

Итак, будем считать, что после неоднократных консультаций с опытными товарищами вы приобрели ПЛАВСРЕДСТВО. Неважно - какое. Важно, что вы сделали этот решающий шаг в сторону холодной и мокрой воды и отнюдь не мягких камней. Теперь, если у вас остались финансы, нужно приобретать все остальное. Я чувствую - вы в шоке. Как, затратив немалые средства на приобретение достойной посудины?.. А придется! Кстати, посудина еще не укомплектована веслами, а также фартуками, юбками, насосами (нужное - подчеркнуть). Но к этому мы еще вернемся.
Первое, о чем надо подумать во избежание безвременной кончины - о спасательном жилете. Экономить на нем категорически не стоит. И исходя из правил техники безопасности, и согласно здравому смыслу. Ибо на воде разное бывает. Например - переворот судна. Хорошо, когда вода теплая и глубокая, а вы умеете плавать.
Спасжилеты бывают разные. Тривиально, но факт. Пока вы рассекаете спокойные воды озера носом своей байдарки, вам вполне достаточно надувного авиационного "хомута" или чего-нибудь в этом роде. Важно, чтобы "это" держало вас на воде в случае переворота судна. Начиная с мало-мальски порожистых речек, желательно иметь нормальный спасик типа "жилет" или "майка". Он может быть надувным, пенопластовым, пенополиэтиленовым или комбинированным, пенополиэтиленовым с поддувами. Спасательный жилет для пусть и небольшого, но "бурноводинга" должен обладать следующими особенностями. Система его крепления на теле, погружаемом в жидкость, должна быть надежной, т.е. пряжки и застежки не должны расстегиваться, отваливаться или рваться под нагрузкой. Он должен быть удобен при гребле, ибо ничто так не раздражает, как натирающий шею, подмышки или сдавливающий горло спасжилет. Он должен быть достаточен (объемом около 10 литров), но не избыточен, если у вас нет желания болтаться в некоей водной турбулентности до бесконечности. В правильном (по объему) спасике вы сможете с усилием, но поднырнуть под лодку и без особых усилий всплыть и удерживать голову над водой.
Многие продвинутые катамарайдеры приобретают (или шьют на заказ) разновидность спасжилета в виде костюма, усиленного на руках и ногах полосами пенополиэтилена. Такая хитрая конструкция именуется "защитой". В "защите" хорошо, хотя и жарковато, а турист напоминает со стороны хоккейного вратаря. Самошитые "защиты" совмещают в себе защитный костюм и спасжилет, промышленные - предполагают наличие спасжилета поверх…
На спасике неплохо смотрится стропорез. Стропорез - это такой специальный нож с тупым концом (в смысле - острием) и волнистой заточкой лезвия. Позволяет быстро перепилить веревку, нахально обвившуюся вокруг вашей ноги (руки, шеи) и не дающую вам возможности всплыть. Буржуйские фирмы специально выпускают навороченные стропорезы для водников - с анатомической ручкой и ножнами, которые можно пришить к спасику. Стоит такое чудо враждебной техники до 100 уёв. Посему, наш простой, но продвинутый водник нашел относительно дешевую замену - финский "нож монтажника".

6. О головных уборах
Любимый головной убор водника - каска, или "мозгосборник".
Речь, естественно, идет о нормальных водниках, не пренебрегающих безопасностью собственной головы. Мне известны многие сотни так называемых водных туристов, не только пренебрегающих данным аксессуаром, но и насмехающихся втихомолку над "спОртсменами". Очень, надо вам сказать, зря! Приложиться головой о камень или бревно можно и на ровной воде. Правда, в этом случае, вы уже не успеете осознать свою неправоту.
Каска должна крепко держаться на вашей голове. Каска должна закрывать жизненно важные центры вашего мыслительного органа, например - виски. Каска должна иметь отверстия для свободной циркуляции воды (впрочем, современные "каскостроители" ставят этот принцип под сомнение). Каска должна быть удобной, так как вы в ней проведете достаточно большой отрезок вашей жизни. Вот четыре принципа подбора каски!
С давних времен и до наших дней большинство водников пользуются хоккейными касками, приобретая их в магазинах, на барахолках и в разных других местах. Я убежденный сторонник хоккейных касок и считаю, что с хорошей шведской "Ёфой" не сравнятся никакие "Хики" и "Прийоны". Впрочем, дело вкуса, цвета и запаха…
Приобретя каску, отрегулируйте ее по своей голове. Возможно, это будет для вас откровением, но в хоккейных касках есть такие специальные винтики для регулировки. В продвинутых водных моделях регулируется внутренняя подвеска. Бывают еще довольно приличные роллерные каски - их просто нужно подбирать по размеру головы.
На хоккейной каске срочно замените жиденький ремешок с кнопкой на стропу-двадцатку с кондовой силовой "трехщелевкой". Не очень удобно, зато надежно.
Вот, пожалуй, и все, что можно сказать о касках промышленного производства. Кстати, в свое время было модно клеить каски самим. Из жесткого пенополиэтилена. Еще не так давно в Лосево можно было увидеть такое чудо инженерной мысли. Впрочем, иногда такие каски делали вынужденно, в сложных походах, в случае утери или приведения в полную боевую негодность штатного "мозгосборника". Народ жертвовал бивачным комфортом ради собственной безопасности!

7. Ноги, крылья… Весло!
Теперь у вас уже есть многое из крайне необходимых истинному воднику вещей. Но! Ничто так не облегчает процесс гребли, как наличие весла. Хорошо, если имеется по одному веслу на каждого гребца. Еще лучше, если есть еще одно, запасное… На всякий, знаете ли, случай!
Итак, о веслах. Весла бывают распашные, байдарочные, катамаранные (они же - канойные, они же - рафтовые…) И их разновидности.
Распашные весла, как это не удивительно, крепятся в уключины и подразумевают греблю на тузиках, "фофанах", шлюпках, катерах и резиновых лодках повышенной грузоподъемности. Безусловно, это тоже водный туризм, ибо, как было сказано недавно с экрана телевизора: "Яхта с веслом - это байдарка". Но этот вид водного туризма мы не рассматриваем. Хотя о некоторых буржуазных извращенцах, я бы не побоялся слова, - распашных гребунах, мы поговорим позже.
Байдарочные весла бывают дюралевыми, деревянными, стеклопластиковыми, карбон-кевларовыми в самых различных комбинациях. Укороченной разновидностью байдарочных весел являются весла каячные.
У большинства туристов поколения 1980-х первым веслом было дюралевое, ибо прилагалось оно к байдарке промышленного выпуска. Особо продвинутые водники владели деревянными веслами, которые входили в наборы легендарных RZ-ов. Удачливые покупали себе весла с деревянными лопастями, выпускавшиеся в стольном граде Киеве, после чего набивали канты и оклеивали стеклотканью. Спортсмены заказывали себе весла у мастеров, под свою руку. Кто деревянные, а кто и стеклопластиковые.
Кстати, и сейчас дюралевое весло от "Тайменя" или "Салюта" является наиболее распространенным средством гребли. Хотя "правильные" водники покупают себе "Рязань", стеклопластиковые весла "ад Мамед" (производства Мамеда Мамедова) или, в крайнем случае, полиэтиленовые TNP от разных производителей. А в Лосево можно встретить и "Прийон" и "Галаспорт", и страшно сказать, стариков "Робсона" и "Вернера"!
Навороченные весла имеют асимметричные лопасти, овальный профиль цевья, различную степень изогнутости этого самого цевья (или шафта) и прочие прибамбасы. Да, и разворот, отличный от 900…
А все для чего? Для овладения хитрой слаломной техникой! Поэтому не забивайте себе на начальном этапе вашей водной биографии голову разными премудростями. Купите веселко баксов за тридцать-пятьдесят, предварительно посоветовавшись с более опытными товарищами.
Как правило, все вышесказанное относится и к катамаранным веслам, хотя там изысков и поменьше. Но тоже: овал-коленвал, карбон-кевлар и прочие незнакомые термины… То ли дело - совковая лопата (шутка юмора).
Теперь серьезно. Байдарочное весло, как и лыжи, должно быть длиной с вас, плюс вытянутая вверх рука, можно чуть короче. Другой способ - поднимите весло над головой, держа его в согнутых под прямым углом в локтях, руках. Расстояние от кистей ваших рук до основания лопастей не должно превышать 12-15 сантиметров. Разворот подберите под себя, определив эмпирическим путем, какой рукой вы держите цевье, а какой крутите лопасть.
Катамаранное весло должно быть не ниже вашего подбородка, иначе хват, а, соответственно, и рычаг, будет слишком коротким. Впрочем, любители ходить на многотонных "монстрах" вынуждены учитывать еще и высоту посадки, так сказать - над уровнем моря. Слишком длинное, громоздкое весло, с "лопатой" большой площади, так же не позволит вам эффективно грести.
Весло для рафта может быть сантиметров на 5 длиннее, в силу способа посадки (на "пятой точке"). Хорошее весло должно быть удобным в руке, прочным, но не слишком тяжелым.

8. Мелочи мокрой жизни
Итак, мысленно вы уже видите себя в белой пене валов и "бочек". На плечах у вас спасжилет, на голове - прочная каска, в руках - верное весло… Но это опять же не все! Если вы приобрели байдарку или каяк, вам потребуется юбка. Нет, не кружевная, прорезиненная. Или неопреновая. Чтобы вышеупомянутая белая пена заодно с водой не проникла предательски в недра вашей посудины. Дырка яйцеобразной формы в деке вашей байдарки или каяка есть то место, куда вы погрузите свои чресла. И называется она "очком". Вот на него-то, после посадки, и натягивается юбка. Простейшая юбка - это достаточно большой кусок прорезиненной ткани, в котором вырезано отверстие диаметром чуть более диаметра вашей талии. По краю отверстия пришит тубус, иногда довольно высокий. Закрепив тубус на талии, а всем остальным закрыв "очко", вы перекроете воде доступ в трюмы вашего крейсера. Если это не одноместная посудина, желательно, чтобы ваш сотоварищ проделал то же самое со своим "очком". А то все ваши старания пропадут втуне. Да, юбка должна срываться, иначе при перевороте байдарки вы рискуете надолго зависнуть вниз головой под водой.
Весьма полезной вещью для водника является гермоупаковка, или герма. Это непромокаемый мешок нужной вам конфигурации и объема, герметизируемый в месте закладки туда сухих вещей. Большинство туристов и сейчас продолжают клеить гермы из подсобных тканей, начиная от клеенки и кончая современными, с ПВХ-покрытием. Правда, в наше время гермы можно купить.
Для разных судов приобретаются или склеиваются гермы разных объемов. Для каяков и байдарок - от 10 до 30 литров. Для катамаранов и рафтов - от 50 до… В общем, бывают оч-чень большие!
Если вы все-таки решили клеить гермы сами - несколько советов. Сначала подумайте, что именно вы будете туда укладывать? Соответственно выберите объем, форму и количество герм. Швы клейте "внакладку", проклеивая их сверху лентой из того же материала. Оставляйте горловину достаточной длины на закрутку. После изготовления проверьте герму (простите за каламбур) на герметичность.
Покупные гермы бывают нескольких видов: гермомешки, драйбеги и баулы. Драйбеги - это непромокаемые рюкзаки несколько упрощенной конструкции объемом от 60 до 100 литров. У них есть достаточно удобные лямки для переноски за спиной. Заполнять драйбеги следует примерно на три четверти, чтобы обеспечить хорошую герметизацию. То же касается и гермомешков. У гермомешков лямки отсутствуют и делаются они, как правило, из более тонкой ткани. Наибольший интерес в настоящее время представляют баулы. Во-первых, они бывают разных типоразмеров, что позволяет использовать их как в байдарках, так и на более солидных судах. Во-вторых, за счет оригинальной конструкции горловины используется весь полезный объем баула. В-третьих, у него есть удобные ручки (как у сумки) и выпускной клапан для стравливания воздуха. Преимущества налицо!
Не помешает, так же, приобрести или изготовить несколько небольших гермочек "про запас". Мало ли что понадобится срочно убрать… Я, к примеру, вожу в них сухую обувь.
Кстати, об обуви. Приобретать или не приобретать гидрокостюм - дело личного комфорта, но на эту вещь я бы посоветовал разориться любому "чайнику". Речь идет о неопреновых носках. В них не страшна холодная вода. Нет необходимости, балансируя на краю скользкой суши, пытаться погрузить свое тело на судно, не замочив ног. Вы можете смело зайти в воду по щиколотку. Даже весной. Даже в Карелии… Между прочим, ноги от этого будут чище!
Но уж если вы ярый консерватор - надевайте толстые шерстяные носки и длинные кеды (или кроссовки). Длинные - чтобы в воде не сдернуло с ноги. Кеды - потому, что дешевле. И никаких резиновых сапог, если, конечно, безмятежно… лежать в уютной ямке на дне реки - не ваша голубая мечта.

9. Это странное слово - "морковка"
Вот, собственно, и все, что нужно для водного похода. Ах да! Нелишне иметь с собой спасконец, или, как говорят водники, "морковку". Это такой цилиндрический мешок из яркой тряпки, которому придана определенная плавучесть (как правило, за счет вложенного куска пены), в который вкладывается веревка диаметром миллиметров 8 и длиной метров 15-20 (дальше вы его все равно не кинете). Мешок сей составляет с веревкой одно целое, а на конце его имеется петля, куда некоторые вщелкивают карабин потяжелее.
Для чего он предназначен и как им пользуются? Предназначен он для извлечения вас, такого красивого и еще живого, из противной холодной воды в том случае, если вы несколько переоценили свои силы. Или недооценили мощь воды. В общем, для сохранения вашего спокойствия при прохождении сложных участков реки, особенно если велик шанс прохождения самосплавом.
В нормальном положении спасконец смотан. Вервие находится в мешке. Но вот вы, храбрый и сильный, только не очень умелый, категорически хотите пройти порог. Ежели, конечно, Адмирал позволил. Тогда вы падаете в ноги старшим и опытным товарищам (если такие имеются) и со слезой в голосе говорите: "Коля (Петя, Вася, Аристарх), подстрахуй меня. Пожалуйста!". Ваш вышеперечисленный соучастник долго выбирает место для своего стояния. Впрочем, в нормальной группе это делает Адмирал… Задача - принять такое пространственное положение, чтобы гарантированно перекрыть "морковкой" струю, которую вы собираетесь штурмовать, и извлечь вас на берег с минимальными повреждениями. Если, конечно, понадобится… При этом - не сверзнуться в воду самому. Привязывать или нет свободный конец "морковки" к некоему неподвижному объекту - в этом вопросе в среде водников существуют разночтения. Главное, чтобы было продуктивно…
Бросать спасконец желательно точно, чтобы он лег ПЕРЕД собратом, развлекающимся самосплавом. Если вы поборник карабинов, постарайтесь не попасть этой железкой по незащищенным частям тела любителя нырять и купаться…

.....
Читать далее:
Источник: http://www.skitalets.ru/water/useful/water_sisoev/

Категория: My articles | Добавил: Алёна (2012-06-27)
Просмотров: 1217 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Copyright MyCorp © 2018 |
.news_ls1 {     position:relative;     z-index:9999;     }     .news_ls2 {     position:fixed;     bottom:5px;     right:5px;     }     .uContent{     overflow: hidden;     display:none;     margin-bottom:10px;     width:300px;     background:url(http://wallaby.ucoz.ru/_ph/1/2/440582317.png);     padding:5px 10px 5px 10px;     -webkit-border-radius: 5px;     -moz-border-radius:5px;     border-radius: 5px;     -moz-box-shadow: 0px 2px 7px rgba(0, 0, 0, 0.70);     -webkit-box-shadow: 0px 2px 7px rgba(0, 0, 0, 0.70);     box-shadow: 0px 2px 7px rgba(0, 0, 0, 0.70);     }     .uContent_l {     float:left;     font: 11px Verdana,Arial,Helvetica, sans-serif;     color:#a7a7a7; text-shadow: 1px 1px 1px #252525; font-weight: bold;     }         .uContent_p {float:right;}     .uContent_c {     float:left;     font: 100%/1.0 Verdana,Arial,Helvetica, sans-serif;     color:#a7a7a7;     width:300px;     padding: 5px 0px 0px 0px;     }         .uPm-close {     width:18px;     height:18px;     background:url(http://wallaby.ucoz.ru/_ph/1/2/260195063.png) no-repeat;     }     .uPm-close:hover {     background-position:0px -18px;     }         .uContent_c img {     float:right;     width:45px;     height:45px;     border:1px solid #838383;     padding: 3px;     margin: 0px 0px 10px 15px;     background:#646464;     }     .uContent_c span {     color:#8fbbe9;     }     .uContent_c p {     padding:0;     margin: 5px 0px 0px 0px;     }     .uContent_c a:link,     .uContent_c a:visited {color:#f7f7f7;}     .uContent_c a:hover {color:#bdbdbd;}