В этом году на сплав по реке Кема собираться стали заранее и основательно. Были оправданные опасения, что из-за бесснежной зимы воды в реке будет крайне мало. Но надежда умирает последней, и, собрав снарягу и людей в автобус, мы рано-рано утром 4 мая тронулись в путь. Уехавшие на Кему ранее Светик и Костик уже успели отзвониться и предупредить, чтобы воду в реку мы захватили с собой. Неунывающий народ в нашем 20 местном автобусе, заказанном на 10 человек, разве что песни и пляски не устраивал. Ах да, песни устраивал! Моментом истины должен был стать
порог Токунжа, к которому мы около 19 часов вечера бодренько подъехали. Зрелище
было удручающее – воды ещё меньше, чем в прошлом году, полный «непроход».
Решили ехать ставить лагерь на пороге Горелом и шаманить дождь. Только
поставили тент, как с неба покапало, и капало надо сказать до утра. Умываться на реку бежали с
предвкушением чуда - поднялась ли вода! Но уровень существенно не изменился.
Делать нечего, на воду то хочется – поехали к мосту строить каты и идти
кататься. Пока собирались и шнуровались поднялась водица, а потом ещё и ещё.
Успешно в составе четырёх двоек (к нам присоединились Костик и Светик) и одной
четверки сплавились до Горелого – послаломили в Неожиданном, покатались на
косом вале в Серпе. А вечером ребята начали строить баню и заготавливать дрова,
была в этот раз такая задумка.
Всю ночь снова шёл дождь, я не
помню, чтоб так радовались ему в походе. На утро уровень поднялся выше
позапрошлого года и мы поехали на верха – в район притока Северянка. В эту
поездку оценили невероятные преимущества, которые даёт полноприводный автобус с
багажником на крыше – привязываешь каты сверху и едешь куда хочешь! В районе моста у притока
Северянка нам открылись суровые ледяные пейзажи: забереги льда в полметра
толщиной и кое-где до метра высотой. Я боялась, что дальше будут ледяные мосты
и завалы, а улова перед порогами затянуты льдом. Но ребята отважно сказали
«прорвёмся», мы заклеили надувашку четверки и ввиду этого только около 15 часов
вышли на воду. Автобус с Наташей и Аней отправился поджидать нас на дорогу к
Ясной поляне и готовить ужин.
В желобе между льдами,
уворачиваясь от откалывающихся ледышек, мы пошли в составе следующих экипажей:
Дима и Олег на Тритоне, Игорь и Лена на Белрафте, Ален и Саша на Рафтмастере и
Лёша, Саша, Слава и Женя на Белрафтовской четвёрке замыкали шествие.
Подойдя к мини-Бейценскому порогу
(откуда-то взялось такое название, может потому что он перед Бейценским),
ребята даже просмотрели его на предмет габарита для четвёрки. Успешно прошли и
стали высматривать ориентиры перед порогом Бейценским, возникла мысль в
следующий раз повесить на подходе маркировку (а вдруг в туман придётся идти).
Зачалились в улово правого берега
перед порогом и пошли на просмотр. Льда в Бейценском не было совсем, ещё бы, вода неслась с
огромной силой, уровень был больше позапрошлого года. Скалы гудели от натиска
потока, под основным сливом образовалась мощная бочка и прижим под скалу
правого берега.
Не теряя времени, ребята обнесли
Тритон и поставили на страховку после порога, выставили видео съемку и
страховку выбросками с берега. Тут, уже по традиции Бейценского порога, пошёл
ливень! Первым пошел Рафтмастер с Димой и Олегом в экипаже, ровно прыгнул все
ступени, только внизу в бочке его развернуло на выход в узость кормой. Ребята
помогли протащить кат в узости, и Рафтмастер встал на страховку следующего
экипажа.
Игорь и Ален на Белрафте идеально
прошли Бейценский, слаженно отработав на заход. Четвёрка приняла решение
сделать обнос, очень уж мало места было между бочкой и скалой под сливом, был
шанс что прижмет и положит.
Ливень хлестал, мы хлебнули
чайку, и пошли дальше. Все мелкие порожки и шиверки в виду подъема воды стали
веселее, на камнях почти не сидели.
Прогон между Бейценским и Тройным
снова преподнес сюрпризы, мы вовремя увидели шикарную ёлку, раскинувшуюся над
водой поперёк реки. Пару сот метров в обнос по кущам, берег крутой, не везде
встанешь на воду, ну и всю дорогу ледяные берега.
Следующее препятствие возникло
раньше Тройного – ледяной мост, струя утягивает под него, между водой и льдом
сантиметров 30. Хорошо, что ребята увидели и вовремя зачалились. Рафтмастер
сразу встал на правом берегу, четверка тоже перечалилась. А мы, пока решали по
какому берегу делать обнос, сместились вниз. Пришлось делать проводку Белрафта
и Тритона вверх по течению и перечаливаться, усталость сказывалась, я падала и
купалась.
Выглянуло солнышко, встали перед
Тройным, пошли на просмотр, воды много, порог залит хорошо. Традиционно обнесли
Тритон на страховку, ребята встали на выброски и видео, первым пошёл Рафтмастер
– чисто, молодцы. Затем четверка, отлично прошли, просто продавили порог.
Белрафт не подкачал, всё отработал красиво. Прошедшие экипажи страховали
идущие, команда слаженно и шустро проходила порог и организовывала страховку.
Вечерело, теперь надо было налечь
на вёсла, чтобы успеть до темноты к автобусу. Проходя мимо бараков Ясной поляны
мы, как рекомендовал ограничивающий скорость дорожный знак на дереве, снизили
скорость до 60 км/ч.
Обгоняя сплавляющиеся с нами льдины, мы успели засветло!
А девушки и наш водитель Эдик
встретили нас горячим супом, куриными крылышками и рюмочкой, какое счастье!
Покушав и закинув каты на крышу, покатили в лагерь.
На следующий день были заезды на
короткой слаломной трассе соревнований «Кема-ралли». Четверка рвалась выступать
в личниках, но суровый день прохода верхов умотал и простудил гребцов. Светик
утащила Диму выступать в экипаже, мы сварили борщ и поехали на Трубу, чтобы
почтить память Геннадия Михайловича и Константина. На Трубе вовсю лежал лёд, мы
удивились - как Сплаву удалось пройти порог, если на выходе был мощный ледяной
мост. Вечером загадка разрешилась – воды было много больше и она шла поверх
льда. Труба – непроход, поехали на мост катать женщин и детей (и за тех и за
других отдувалась Аня:) до Горелого. Выглянуло солнышко и можно было загорать.
Вечером ребята топили баню, пили
огненную воду (которая изрядно покосила наши ряды), клеили Рафтмастер, ходили и
отжигали (во всех смыслах) на вечере художественной самодеятельности. В общем –
пенсионерили.
На следующее утро на прогон
Горелый – Секунжа отважно вышли Белрафт и Четвёрка. Вода упала, камни в Токунже
коварно повылазили и грозили пальчиком. Четверка хотела экстрима и приключений
на своё «ж», поэтому пошла первой и тут же села лагом на входной обливник.
Экипаж застрявшей четверки начал совещание, мы стояли на страховке затаив
дыхание – одно неверное движение и киль. Ребята, попрыгав в посадках, столкнули
вниз кармой могучую четверку в слив, под сливом её прижало к камню слева, снова
развернуло и сплюнуло снова кормой со второй ступени. Таких эквилибристических
приёмов мы ещё не видели! На видео прохождения четверкой Токунжи, если
прокрутить задом наперёд, катамаран победоносно восходил на порог против
течения и парковался на входном обливнике! Стала очевидна склонность четверки
проходить пороги кормой, надо бы предложить ребятам пересесть наоборот, раз уж
такое дело. Мы с Игорем на Белрафте прошли порог чисто, благо габариты ката
этому очень способствовали.
Далее был просмотр и удачный
проход обоими катами порога Нового, сливной камень которого тоже, надо сказать,
изрядно высунулся из воды. Секунжа в эту воду порадовала динамичностью и
прижимом под правую скалу, мы удачно прокатились и закончили водную часть
нашего путешествия.
Далее был антистапель, вкусный
обедо-ужин, сборы, погрузка, шампанское, отъезд в ночь, сбитый по дороге заяц,
лёгкая усталость и досада, что поездка так быстро завершилась.
Спасибо дождю за воду, Кеме за
пороги, нашему замечательному водителю Эдику за замечательное вождение и лёгкий
компанейский характер, Лене Тигранян за предоставленный автобус, Наташе за
домашний уют и вкусную еду, Светику и Костику за горячий душ и то, что они
есть, И ВСЕМ КТО ЕЗДИЛ ЗА ТО, ЧТО ПОЕХАЛИ! Мы ехали, ехали..., играли в игры, пели песни и наконец-то доехали! Лесная (или речная) братва: Прокатили катамаран Светика и Костика на крыше и давай собирать свои. Это вид Белрафта "ДО" стапеля:
И лёгкими движениями рук, куча ПВХ превращается, превращается... в катамаран:
И почему ещё не придумали самособирающийся и самонадувающийся катамаран!?
А Светик с Костиком решили нас дождаться и устроили лежбище котиков:
Два бравых бойца ждут, когда вода поднимется и смоет их с отмели!
Речной флот на старте, сильно хочется кататься!
Ура! Вперёд, за приключениями!!!
Вода поднималась и мы очень быстренько шпарили до Горелого, в лагере ведь ужин ждёт!
Льда было - завались, мешали коктейли и удивлялись ровным дырочкам в ледышках.
Дима решил, что кусочек ледышки - это лучшая закуска:
И это ещё маленькие ледяные забереги, на верхах и не такое видали.
Победоносная четверка рвётся в бой!
Женя решил грести всеми вёслами - так безопаснее :)
Наш отважный и высокопроходимый автобус повёз "ненормальных" сплавщиков на верха:
Пока заклеивали четверку и собирались - прямо в глаз засветило солнышко!
Мы искупали каты, глубоко выдохнули и погнали, хотя я и говорила: "Ребята, вы гоните!" :)
Это фото было сделано на обносе ёлки, то-то лица такие "счастливые":
Бейценский из-за ливня сняли только на видео, а вот вид Тройного:
Обнос ледяного моста, Славе стало жарко, он решил позагорать и побаловаться коктейлем со льдом:
Из-за острова на стрежень, на простор речной волны, выплывали из тумана... люди в касках - это мы!
Ура! Финиш! Мы успели за светло!
Как приятно, выйдя с холодной и мокрой воды, не чувствуя рук, отведать горячего супчика, сала, хлеба с лучком, жаренных крылышек, рюмочку...Мммм!
А вечером наступил "тагиловский" отжиг!:
Ребята на просмотре Токунжи, выбирают место, где удобней кильнуться :)
Трасса в этом году была в лучших традициях средневековых пыточных.
Вода, то прибывала, то убывала, организаторам приходилось перевешивать вешки.
Светик и Димас традиционно укатали друг друга на слаломной трассе!
В виду того, что прохождение порогов мы снимали на видео, смотрите его на следующем Кинофестивале туристских и приключенческих фильмов! |