Четверг, 2024-04-25, 3:47 PMГлавная | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » My files

Байкал. Путь одиночки
[ ] 2013-01-15, 3:32 PM
Байкал. Путь одиночки. Часть первая: остров Ольхон.

С давних пор мечтал побывать на Байкале, наверно еще с пеленок. Но я не особо рассчитывал, что мечта эта сбудется. Однако так получилось, что поездка туда стала реальностью. Но сотоварища для путешествия я себе не нашел, пришлось ехать одному. Решил по совету некой девушки Елены погулять по острову Ольхон, и посетить водопады на границе Бурятии и Иркутской области. И вот начало пути - билет на 7-е июля и 3 дня скукоты в поезде.
   Добравшись до Иркутска, я быстренько поехал на автовокзал. Был уже вечер, и мне пришлось заночевать прямо там, благо охранник, который оказался с пониманием, разрешил мне остаться в здании. Однако за разговорами я так и не поспал. Дождавшись наконец времени отправления своего автобуса до Ольхона, я двинулся в путь.
   Спустя 4 часа автобус уже был переправлен на пароме на остров. Там я заплатил экологический взнос и купил карту, которая в пути очень пригодилась. Более средств навигации  у меня не имелось. Так как Ольхон является национальным парком, нужно было платить еще и по 100 рублей за каждый день пребывания на острове. Мне это показалось чересчур, и я остался там не совсем «легально».
     Прибыв в центральный поселок Хужир, я открыл карту и стал думать куда бы пойти. Не я один занимался этим делом. Рядом, расположив рюкзаки у забора, обдумывали свои действия 3 туриста из Москвы. Мы разговорились и решили пойти вместе на пляж, что находился в паре километрах от поселка. С ними так же был котенок, которого как ни странно звали Байкал. Оригинальная кличка. Найдя хорошее место, мы расположились и обустроили лагерь, на этом первый день был окончен. На вечер второго дня запланировали прогулку на скалу Шаманку. С одним из вновь обретенных товарищей мы совершили вечернюю прогулку на скалу. Там было много народу со всей страны, и иностранцев. Разговаривал с ними на английском, очень интересно. Со мной  даже сфотографировались.
     На следующий день, в 12.15 дня я отправился в путь, по берегу Ольхона к мысу Хобой. Сразу было понятно, что путешествие будет интересным. Первые 2 дня пути я страдал от жажды, с собой у меня была лишь фляга с водой, а спуститься к Байкалу возможности не было, либо это заняло бы много времени. Проходя поселок Харанцы, я увидел разбитую машину, на скальном берегу Байкала. Кто ж это мог додуматься ехать по обрывистому берегу, где пешком то идти не просто!
    Мне сразу понравился ландшафт Ольхона, холмы с невысокой растительностью, где идешь легко, не зависимо от того есть дорога или нет, в отличии от нашей Приморской травы, заплетающейся в ногах. По пути встретил группу детей из детского лагеря, которые выкладывали надпись из камней, очень интересно. Немного не доходя до бухты Песчанки я вышел на дорогу, там я увидел плакат, говорящий о том что нахождение на острове без «лицензии» запрещено. Я стал опасаться за свое путешествие и решил обойти деревню Песчанку через лес, «мало ли, вдруг там инспекторы» думал я. Пробираясь через песчаные холмы я почувствовал что сил осталось мало. Вечерело. Нужно было искать ночлег. Пройдя пески, я остановился на вершине одной из сопочек.  Делав вылазку к берегу Байкала за водой, я очень спешил и осторожничал, потом оказалось что напрасно, потому что в деревне инспекторов не было. В этот день было пройдено около 7 часов,  по километрам, к сожалению, не могу сказать, ведь GPS у меня не было, но думаю не меньше 25.
    Проснулся я в 6 утра, как в армии. На завтрак доел вечерний бульон из тушенки и в 7 утра двинулся в путь. Так сложилось, что этот переход оказался самым длинным из всех проделанных с рюкзаком. Спустившись с сопки, я прошел наконец Песчанку и вышел к пляжу. Пройдя по нему около часа, встретил отдыхающих. Поговорив с ними, в том числе и о «любимых» инспекторах я двинулся дальше. Поднявшись с берега я огляделся, и увидел вдалеке развилку дорог и мыс Саса, решил сходить к нему, по пути оставив вещи, которые мне не были нужны, под елкой. Дальше вдоль берега идти было сложно из-за возникшего леса, и я решил идти вдоль дороги, но не заходить на неё. По пути прятался от проезжающих машин, боясь встретить инспекторов. Только потом я понял, что это сновали на машинах отдыхающие. Вскоре я встретил двух туристок из Германии, пообщался с ними кое-как на русско-английском. Посидели поразглядывали карты, поделились маршрутами и разошлись.
     Продолжив своё путешествие, я сместился ближе к берегу. Меня начала мучить жажда и я решил спуститься к воде. Это было не просто - обрывистые берега не дали мне без проблем добраться до воды, но тем не менее со второй попытки я это сделал.
    Уже будучи не далеко от Хобоя, я решил сначала зайти на мыс Саган-Хушун. Красивый мыс. Попрыгав по его скалам, я двинулся на мыс Хобой. К этому времени я перестал бояться инспекторов и начал двигаться по дороге. Оставалось совсем немного и вот наконец, вот он - Хобой, красивейшее место! Я думал, что это будет конечной точкой сегодняшнего перехода (времени было 16.15), но понял, что к воде здесь будет крайне сложно спуститься и решил пойти в поселок Узуры, до которого приличное расстояние. Пришлось топать. Спустя 3 часа, я наконец вышел к поселку и напился вдоволь байкальской воды.
    Устроив себе небольшой ужин, увалился спать даже не растягивая тент, просто лег в спальник и уснул. В этот день я двигался 12 с половиной часов, почти без привалов, устроил ногам тяжкую прогулку.
   Утром в 8 часов случился подъем. Я быстренько собрался и двинулся к Хужиру. Не спеша, по дороге, я думал путь займет целый день, однако уже через 6 часов я был на месте. Времени на обустройство ночлега у меня было предостаточно, и я его использовал. Вечером лег спать и поднялся только в 12 дня. Всю ночь шел дождик и выходить мне пришлось тоже по дождю. Я решил добираться автостопом до Иркутска и спустя пару часов уже ехал к парому. Правда пришлось до 9-ти вечера простоять в ожидании очереди, зато доехал до Иркутска быстро и с комфортом.
     За поход я сделал вывод, что туристы перемещающиеся по дорогам многое теряют, и не видят той красоты, которая открывается с берега. И решил, что на Ольхон я еще вернусь обязательно.

Остров Харанцы

Одинокий путник...

Закат на Байкале

"Царь горы" :)

Вышеупомянутая машина на береговых кручах, наверное с зимы осталась там...

О! Прекрасный Байкал!

Часть вторая: поход на Соболиные озера и водопады.

По приезду в Иркутск я двинулся дальше, наступила вторая часть моего путешествия. На ЖД вокзале сел на электричку, которая ехала до поселка Байкальск, это не доезжая 30 км до Выдрино, куда мне нужно было попасть. Электричка пришла в 10 вечера, и я был в затруднительном положении на счет ночлега…но меня выручил местный житель, добрый дедушка-бурят. Узнав цели моего путешествия он пригласил меня к себе переночевать, накормил и уложил спать. Особенно мне понравилась местная клубника, крупная и вкусная, «на носу» был клубничный фестиваль.
    Утром я ушел из поселка и пошел пешком в сторону Выдрино, попутно голосуя проезжающим автомобилям и фотографируя окрестности. Спустя полтора часа меня подобрали и я доехал до самого поселка. Прибыл на место в 12.00, и сразу в путь. Я еще не знал, что этот автостоп будет не единственный в моем путешествии.
    Руководствуясь описанием маршрута к Соболиным озерам, я двинулся вдоль реки Снежная правым берегом, против течения (на юг). Первой целью маршрута была стрелка рек Снежная и Селенгинка. Пройдя базу Соболиную, я решил спрятать лишние вещи, тащить их не было смысла. Дальнейшее путешествие в течении 3-х часов прошло спокойно, без форс мажоров, по лесной тропке вдоль речки. Наконец к 16-ти часам я встретил человека, первого на пути, тоже одиночку. Он двигался мне навстречу, мы разговорились, и это затянулось на целый час - мой первый привал за этот день. Оказалось, что он из Екатеринбурга, шел к Соболиным озерам по другому берегу реки, где нет троп… и оказался недалеко от медведя. Он поспешил уйти с того берега и переплыл быструю речку, - рисковый парень. Пожелав друг другу удачи, мы разошлись.
      До стрелки рек Снежная и Селенгинка оставался час ходу, и он быстро пролетел. Дойдя до неё, я увидел турбазу, но людей не было. Дальнейший путь был по берегу Селенгинки. Он был немного по сложнее, так как тропа была то в лесу, то на берегу, то вообще пропадала, но всегда была красивой. Моей следующей целью был навесной мост через реку. Где-то часа через два, я добрался до него. Там встретил 4-х туристов, они любезно согласились меня сфотографировать и подивились моему одиночеству и тому, что я из далекого Приморья. Они сказали, что до конца Соболиного озера мне идти 2 с половиной часа….ну оказалось, они ошиблись на часик. На это ушло полтора часа.
     Выйдя к Озеру, я увидел вдалеке что-то синее, вроде домика. Было уже 9 вечера и я решил дойти до того места и устроиться на ночлег, это как раз был конец озера, куда я и планировал дойти за день. Пробирался я туда по прибрежным камням и зарослям, было не очень удобно. На пол пути я увидел привязанный к дереву пакет и решил заглянуть, а там…..сгущенка!!! Я был очень ей рад, хотелось сладенького. Спустя час после выхода к началу озера я достиг своей цели. Оказалось там уже в течение месяца жил парень Рома из Калининграда в одиночестве. Устроил себе удобный лагерь. Он радушно согласился принять меня у себя. Мы поговорили, поужинали и легли спать. Ужину (да еще и со сгущеночкой) я был очень рад, так как обеда сегодня не было. День удался.
    Ночь прошла хорошо, кроме мышек бьющихся в спину никто не беспокоил. Утром проснулся, быстренько собрался (без завтрака как всегда) и в 10 утра двинулся к водопаду Сказка. Кругом тайга, петляющая тропка, все как обычно. Зашел в зимовье по пути но ничего интересного там не обнаружил, позже мне рассказали что там есть какая-то тетрадь, куда можно сделать запись, но я её не обнаружил. В одном месте тропа завела меня к практически отвесной скале, я сдуру полез, но понял, что мне туда не надо, пришлось спускаться и прыгать по речным камням. Так как я не видел тропы, это получился настоящий экстрим. Напрыгавшись, я решил уйти с речки и надо же, тропа. Двинулся по ней и вскоре оказался у водопада. Был поражен красотой и шумом, который он издает!
     Пытался пролезть к нему как можно ближе, и сверху и снизу и сбоку, но толком ничего не удалось, слишком крутые и скользкие скалы, падать с них совсем не хотелось. Примерно час я кружил около водопада. Далее путь обратно и вскоре я оказался в своем временном лагере, где отобедал и отдохнул.
    Попрощавшись со своим новым знакомым, в 16.00 я двинулся в обратный путь, хотел пройти как можно больше до вечера и по возможности догнать 4-х туристов, которые этим утром должны были уйти от речки Грамматуха в сторону Выдрино (километрах так в 10 от меня) и мне это практически удалось.
   По пути назад я зашел на водопад Грохотун, тоже очень красивый, падающий в чистейшее озерцо. Название ему дано заслуженно, грохочет как взлетающий самолет (все детство жил около аэродрома, так что есть с чем сравнить). Путь к нему оказался не простым, снова пришлось экстремалить и прыгать по камням через реку, чуть ли не крестился перед каждым прыжком, благо все закончилось хорошо, что ж поделать - по другому путешествовать не умею. Обратный путь был быстрым, я практически дошел до федеральной трассы, откуда начался мой путь, не хватило всего полтора часа.
    Остановился на ночлег я уже после 10 вечера, увидев путешественника-одиночку. Этот поход оказался самым насыщенным одиночками, целых три попались! Он мне сообщил что буквально час-полтора назад мимо прошли те туристы, за которыми я гнался. Не успел все таки.
   Поужинав и поговорив с еще одним новым знакомым, я лег спать у костра, не расставляя себе никакого укрытия, просто лень было. В 10 утра подъем и спустя полтора часа я на трассе, по пути покушав земляники, которая растет прям у дороги. Но на этом интересное путешествие не кончилось, дальше до самого Уссурийска я двигался автостопом!

По пути в Выдрино

Река Снежная

Водопадик

Природа что-то хочет написать нам... :)

Водопад Сказка

Озеро Соболиное

Мост через реку Селенгинка

Водопад Грохотун

Пороги реки Селенгинка:

Часть третья: Автостопом по дорогам.

От Выдрино я решил съездить в Красноярск, где живет мой сослуживец, хотел посетить столбы да и на город глянуть. Мелкими заездами по 10-40 км, и пару раз перевалив за сотню, я доехал до поселка рядом с городом Зима, проехав 400 км за день. Не так много, но и не мало. Остановился у речки и переночевал там. Вечером узнал, что, к сожалению, поездку в Красноярск придется отменить.
   Ночь была короткой, уже в 5 утра я шел по дороге, под дождем, промокший, и голосовал  в обратный путь,  решил ехать домой. Несколькими машинами доехал чуть дальше Иркутска, там меня подобрал парень на микрогрузовике и оказалось, что он едет в Читу!!! А это 1000 км (4-я часть пути). Но ему сначала нужно было закупиться клубникой, ради которой он и приехал, пришлось подождать день и переночевать в машине, ночью и днем шел дождь, переходящий в  ливень, так что я как раз вовремя оказался не на дороге.  Утром, сделав закупки (полный микроавтобус клубники, кроме 2 передних сидений) мы тронулись, ничего особенного в пути не было, разве что еще одна ночь прошла в машине, а это лучше чем в лесу в неустойчивую погоду.
    Спустя сутки после выезда мы прибыли в Читу, попрощались. Я его поблагодарил и уже в 12 часов дня  стоял на дороге перед табличкой: «Хабаровск 2800 км»… Расстояние немного испугало, но не прошло и 10 минут после высадки из машины как меня подобрал добрый мужичок. Я рассказал свою историю, он посоветовал мне зайти на пост ДПС и поговорить с его сотрудниками, мол еду автостопом, нет денег и т.п. Он даже провез меня до туда, хотя ехал в другую сторону. Я поступил по его совету, подошел к ДПС-нику, объяснил все, он проверил меня на розыск и… через 20 минут остановил машину, которая ехала в Уссурийск! Домой!
    Спустя меньше чем двое суток мы прибыли на место… Я был безумно рад, фактически на двух машинах доехал от Байкала до дома (4500км). И что еще очень радовало, так это непогода, которая была постоянным спутником во время езды, то и дело шли дожди, а мне не пришлось в это время брести по дороге.
    Приехав в Уссурийск, было необычное чувство, будто все нереально, настолько привык к тайге и дорогам, будто мой город это некая виртуальность. Всего я провел 3 недели вне дома и успел от него отвыкнуть. За это путешествие я подвел итоги:  понял что есть много хороших людей, не всё так плохо, как порой кажется. Километров 300 нагулял ногами, полезно для здоровья. Байкал - это место мне по душе и я туда еще вернусь… Ну и что очень интересно, на всю поездку ушло всего 6000 рублей… Кому-то и на море в выходные съездить не хватит. Спасибо за внимание, был рад поделиться своей историей.